«Развиваемся с помощью логических блоков Дьенеша»
Опубликовано 23 апреля 2024 пользователем Редактор
Ссылка на свидетельство: Свидетельство о публикации
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 «Сказка» пгт. Джубга
муниципального образования Туапсинский район
Мастер-класс
«Развиваемся с помощью логических блоков Дьенеша»
Подготовил
воспитатель
МБДОУ ДС № 1 «Сказка» пгт. Джубга:
Карапетьян Светлана Александровна
2020 г.
Цель :
• повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса путем использования технологий и методик развивающего обучения ;
• повышение профессионального мастерства педагогов, закрепление навыков работы с развивающим игровым материалом логические блоки Дьенеша.
Участники: педагоги ДОУ
Оборудование: интерактивная доска SMART Board, игровой материал блоки Дьенеша.
План мастер-класса
I.Теоретическая часть.
II. Практическая часть.
1.Познавательно-игровые задания с с использованием логических блоков Дьенеша.
2.Деловая игра с участниками мастер –класса:
Задание для подгрупп участников:
- смоделировать и кратко продемонстрировать образовательную ситуацию с использованием логических блоков Дьенеша.
III. Обсуждение. Подведение итогов
I. Теоретическая часть.
Выступление воспитателя Рогач С.Д. на тему «Использование логических блоков Дьенеша для повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ ».
Уважаемые коллеги, здравствуйте! В своей работе по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста я использую логические блоки Золтана Дьенеша, всемирно известного венгерского профессора, математика, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей «Новая математика». Они способствуют развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать. Сегодня я познакомлю вас с некоторыми методами работы с логическими блоками. Логических блоков в комплекте 48. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из трех цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины. В полном комплекте оказываются исчерпанными все возможные комбинации этих признаков, поскольку здесь имеется только одна геометрическая фигура, характеризующаяся возможным сочетанием четырех признаков, например, только один желтый большой толстый треугольник. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. В играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный.
Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:
- для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;
- для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;
- для развития действий классификации и обобщения;
- для развития способности к логическим действиям и операциям.
Актуальность данного пособия заключается в том, что оно обеспечивает математическое развитие дошкольников и полностью удовлетворяют современные требования к развивающему обучению. Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывании с союзами «и», «или», частицей «не» и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.
Логические блоки Дьенеша используются для изучения нового материала, предъявления новой информации; для закрепления пройденного, отработки умений и навыков; для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков; для обобщения, систематизации знаний.
Что же способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса при использовании логических блоков Дьенеша?
- восприятие ребенка основывается на включение разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильного;
- логические блоки Дьенеша можно использовать в роли тренажера при закреплении материала;
- логические блоки Дьенеша позволяют перейти от объяснительного типа подачи материала к деятельностному, практическому;
- с помощью логических блоков Дьенеша можно индивидуализировать обучение;
- использование логических блоков Дьенеша предоставляет ребенку возможность повторного выполнения задания, создает ситуацию успеха, что является основой личностно-ориентированного взаимодействия с воспитанниками.
Начинать работу с логическими блоками Дьенеша можно с детьми 2 -3 трех лет и до 8-9 летнего возраста с постепенным усложнением заданий .
Таким образом, использование логических блоков Дьенеша способствует развитию любознательности и познавательной мотивации, формированию познавательных действий, формированию представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, количество, число, часть и целое, пространственные представления).
II. Практическая часть.
1.Игры для детей младшего и среднего возраста
«Найди одинаковые фигуры». Предложите ребенку разложить фигуры по их свойствам, собрать все красные, или все квадратные.
«Продолжи ряд». Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.
«Рассели по домикам». Предложить ребенку расселить блоки в домике по размеру на карточке.
«Угадай, какой фигуры не хватает». На карточке нарисованы фигуры и их цвет, одной фигуры не хватает, нужно отгадать и положить.
Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: солнышко, бабочки, домик и др.
«Собираем дорожку / мостик» по заданным условиям
«Камни рассыпались». На полу 2 обруча, задание – рассортировать камни по двум признакам (цвет и величина).
2. Деловая игра с участниками мастер –класса
Я предлагаю вам поиграть сейчас в один из вариантов игры. Прошу выйти 6 чел. Разделитесь по 2 чел. на три группы.
Я предлагаю первой группе из предложенных геометрических форм выбрать все маленькие и положить их внутрь красного обруча.
Второй группе я предлагаю выбрать все желтые формы и положить их в синий обруч.
Третей группе я предлагаю из оставшихся геометрических форм выбрать все прямоугольные и положить их в центр желтого обруча.
«Поиск одинаковых фигур». Откройте коробки с блоками. Ну а теперь, разложите блоки по цвету: красные, желтые, синие. Выберите все квадратные, а теперь все треугольные.
«Угости игрушку». Разложите фигуры таким образом, чтобы у мишки были фигуры только одинаковой толщины, у львенка только одинакового размера, а у собачки только одинаковой формы.
«Что лишнее». Раскладываю перед вами 5 блоков (1 стол – 4 крас.+1 син.; 2 стол – 4 кв.+1 прям.; 3 стол – 4 б. прям.+1 м. прям). В ряду один лишний. Объясните, какая фигура лишняя и почему вы так думаете.
«Игра с кругом». Расположите все фигуры красные внутри круга, а все синие – снаружи.
«Дорожки». Выложите полоску из 5 блоков, (выкладывают)
сверху над каждой фигурой разложите фигуры 1 стол - другого цвета, 2 стол - другой формы, 3 стол другого - размера.
«Покажи». Покажите – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный .
«Цепочка». Постройте цепочку из заданных блоков в определённой последовательности по иллюстрации на слайде. Каким вышел 1ряд? (цветовой: желтый-красный-желтый- ) А каким вышел 2ряд? (ряд из форм).
«Угадай-ка». Я спрятала одну фигуру. Вы должны угадать, какой именно блок спрятан. Задайте наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, Вы спрашиваете – эта фигура квадратная? Нет. Вместе убираете все квадратные формы. – Она красная? Нет. Убираете красные.
Игра «Построй дорожку»
Чтобы помочь Белочке добраться до домика, нужно построить дорожку. Будьте внимательны сейчас мы будим строить дорожку.
- Найдите красный, толстый, маленький треугольник
- Найдите синий, тонкий, большой круг
- Найдите красный, толстый, маленький квадрат
- Найдите желтый, тонкий, большой прямоугольник
- Какой блок был первым?
- Какой блок был последним?
III. Обсуждение. Подведение итогов
Уважаемые коллеги!
Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии:
-Понравилась ли вам сегодняшняя встреча?
- Какие конкретные игровые приёмы вы будете использовать?
Нам было приятно видеть вашу активность и заинтересованность. Желаем вам успехов!
Файл с работой:
Автор:
Карапетьян Светлана Александровна
Должность:
Педагог
Учебное заведение:
МБДОУ ДС №1 "Сказка"
Раздел: